Как самостоятельно заменить сцепление на ВАЗ 2107 / 2109 / 2114

Сцепление — один из важнейших узлов автомобиля, отвечающий за плавное переключение передач и передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Со временем диск сцепления изнашивается, появляются признаки неисправности: пробуксовка, трудности с включением передач, неприятные звуки. Замена сцепления — сложный, но выполнимый своими руками ремонт.

Причины замены сцепления

Сцепление выходит из строя по следующим причинам:

  • Износ диска (пробуксовка)
  • Повреждение или деформация корзины
  • Выход из строя выжимного подшипника
  • Нарушение гидравлической системы сцепления
  • Перегрев механизма из-за постоянной нагрузки

Признаки неисправности:

  • Тугой или проваливающийся педаль
  • Скрипы или хруст при включении
  • Автомобиль дергается при трогании
  • Пробуксовка при резком разгоне

Необходимые инструменты и материалы

Инструменты

  • Комплект рожковых и торцевых ключей
  • Головки на 13, 17, 19
  • Монтировка или отвертка
  • Домкрат и подставки
  • Съёмник шпилек (опционально)
  • Ключ для прокачки тормозов (если затрагивается гидравлика)
  • Очки защитные
  • Резиновые перчатки
  • Емкость для слива масла

Материалы

  • Комплект сцепления (корзина + диск + выжимной подшипник)
  • Новое моторное масло (для замены при демонтаже КПП)
  • Прокладка картера сцепления
  • Силиконовый герметик
  • Медная смазка для шлицов первичного вала

Подготовка автомобиля

  1. Установите автомобиль на ровную площадку, включите ручной тормоз.
  2. Отключите минусовую клемму аккумулятора .
  3. Поднимите заднюю часть автомобиля на домкратах или эстакаде .
  4. Обязательно используйте страховочные упоры или подставки под пороги.
  5. Демонтируйте заднее колесо с правой стороны для доступа к карданному валу (на классике).
  6. Слейте масло из коробки передач.

https://cdn.qwenlm.ai/output/fa17dd39-68e6-460b-b3c7-35e29721b7cf/t2i/f637bac1-bdca-46d8-8ad4-ade500db9d18/e6748842-15c7-4e2c-a5d9-103a97e7431f.png?key=eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJyZXNvdXJjZV91c2VyX2lkIjoiZmExN2RkMzktNjhlNi00NjBiLWIzYzctMzVlMjk3MjFiN2NmIiwicmVzb3VyY2VfaWQiOiJlNjc0ODg0Mi0xNWM3LTRlMmMtYTVkOS0xMDNhOTdlNzQzMWYiLCJyZXNvdXJjZV9jaGF0X2lkIjpudWxsfQ.-4ipT0-XZXOP9CTW_kqrxMOIx-1QsS4wPEzQ9wJt-pQ

Пошаговая инструкция по замене сцепления

Шаг 1. Отсоедините карданный вал (для ВАЗ 2107)

  1. Зафиксируйте болты фланца карданного вала.
  2. Открутите четыре болта крепления кардана к фланцу коробки передач.
  3. Аккуратно снимите карданный вал и положите его в сторону.

https://cdn.qwenlm.ai/output/fa17dd39-68e6-460b-b3c7-35e29721b7cf/t2i/f637bac1-bdca-46d8-8ad4-ade500db9d18/abe95d26-2135-4c1c-a941-73fd6c193945.png?key=eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJyZXNvdXJjZV91c2VyX2lkIjoiZmExN2RkMzktNjhlNi00NjBiLWIzYzctMzVlMjk3MjFiN2NmIiwicmVzb3VyY2VfaWQiOiJhYmU5NWQyNi0yMTM1LTRjMWMtYTk0MS03M2ZkNmMxOTM5NDUiLCJyZXNvdXJjZV9jaGF0X2lkIjpudWxsfQ.Pf0bUAN5eMMhm8_iTxS9CvlHB_ZBQXy1V9anODdjBuA

Шаг 2. Отсоедините тягу переключения передач

  1. Снимите крышку туннеля пола.
  2. Открутите гайки крепления тяги к рычагу переключения.
  3. Извлеките шплинт и выньте ось.

https://cdn.qwenlm.ai/output/fa17dd39-68e6-460b-b3c7-35e29721b7cf/t2i/f637bac1-bdca-46d8-8ad4-ade500db9d18/fd02b8a7-819e-4253-bfd9-d79a148e9b7f.png?key=eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJyZXNvdXJjZV91c2VyX2lkIjoiZmExN2RkMzktNjhlNi00NjBiLWIzYzctMzVlMjk3MjFiN2NmIiwicmVzb3VyY2VfaWQiOiJmZDAyYjhhNy04MTllLTQyNTMtYmZkOS1kNzlhMTQ4ZTliN2YiLCJyZXNvdXJjZV9jaGF0X2lkIjpudWxsfQ.O10pmC_5K5gGynMGItVvQQPgdE0CoUsiQi5K8cFI8YU

Шаг 3. Отсоедините стартер

  1. Отсоедините минусовой провод от стартера.
  2. Открутите три болта крепления стартера к коробке передач.
  3. Аккуратно выньте стартер вверх.

https://cdn.qwenlm.ai/output/fa17dd39-68e6-460b-b3c7-35e29721b7cf/t2i/f637bac1-bdca-46d8-8ad4-ade500db9d18/e9afadc5-af67-495c-8faa-e2e7666d63aa.png?key=eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJyZXNvdXJjZV91c2VyX2lkIjoiZmExN2RkMzktNjhlNi00NjBiLWIzYzctMzVlMjk3MjFiN2NmIiwicmVzb3VyY2VfaWQiOiJlOWFmYWRjNS1hZjY3LTQ5NWMtOGZhYS1lMmU3NjY2ZDYzYWEiLCJyZXNvdXJjZV9jaGF0X2lkIjpudWxsfQ.QIcONhGtX4xNl1Phdy4aO1f2CIwcQX9l6L_2AYv2Ikg

Шаг 4. Отсоедините приемную трубу глушителя

  1. Открутите две гайки крепления приёмной трубы к выпускному коллектору.
  2. Опустите трубу вниз или полностью снимите её.

Шаг 5. Отсоедините коробку передач от двигателя

  1. Открутите все болты крепления КПП к двигателю:
    • Спереди (с левой стороны) — 3–4 болта
    • Сзади (справа) — 2 болта
    • Снизу — 2 болта
  2. Если есть подрамник (на инжекторных моделях), открутите его болты.

Шаг 6. Снимите коробку передач

  1. Поддерживайте коробку передач с помощью подъемника или надежных опор.
  2. Аккуратно потяните КПП назад и вниз, чтобы вывести первичный вал из диска сцепления.
  3. Полностью снимите коробку и отложите в сторону.

Шаг 7. Демонтаж старого сцепления

  1. Снимите кожух корзины сцепления, открутив шесть болтов.
  2. Извлеките диск сцепления.
  3. Снимите выжимной подшипник с вилки.

Шаг 8. Установка нового комплекта сцепления

  1. Очистите поверхность маховика от загрязнений и окалины.
  2. Нанесите немного медной смазки на шлицы первичного вала.
  3. Установите новый диск сцепления на маховик, совместив его с направляющими.
  4. Установите новую корзину и закрутите болты равномерно по диагонали.
  5. Установите новый выжимной подшипник на вилку.

Установка коробки передач

  1. Аккуратно установите КПП обратно на двигатель.
  2. Совместите первичный вал с диском сцепления.
  3. Закрутите все болты крепления.
  4. Установите стартер, тягу переключения и карданный вал (при необходимости).

Проверка работы после ремонта

  1. Залейте свежее масло в коробку передач.
  2. Подключите аккумулятор.
  3. Прокачайте систему сцепления (если использовалась гидравлика).
  4. Запустите двигатель и проверьте работу сцепления.
  5. Проверьте наличие течей, шумов, плавность включения передач.

Полезные советы и рекомендации

  • Всегда меняйте весь комплект сцепления целиком: диск, корзину и выжимной подшипник.
  • Используйте оригинальные или проверенные аналоги (например, LuK, Valeo, LUK).
  • После замены обязательно прокачайте систему сцепления.
  • При установке КПП используйте помощника — это облегчит процесс.
  • Обязательно проверьте уровень масла в коробке после замены.

Часто задаваемые вопросы

1. Можно ли заменить только диск сцепления?
Нет, лучше менять весь комплект, так как износ одного элемента влияет на другие.
Сколько времени занимает замена сцепления?
На ВАЗ 2107/2109/2114 — около 4–6 часов, в зависимости от опыта.
Как часто нужно менять сцепление?
Обычно через 50 000–100 000 км пробега, но может быть раньше при агрессивной езде.
Что делать, если после замены сцепление не выключается?
Проверьте гидравлическую систему, уровень жидкости и прокачайте сцепление.

Замена сцепления — ответственная процедура, требующая внимания и аккуратности. Однако при наличии минимального набора инструментов и желания можно выполнить эту работу своими руками. Следуя данной инструкции, вы сможете восстановить работоспособность трансмиссии и продлить срок службы вашего ВАЗа.

evgeniya.gudkova2020
Оцените автора
Ремонт и тюнинг ВАЗ
Этот сайт использует cookie и Яндекс.Метрику, продолжая нахождение на этом сайте, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных
Ок