Перегрев двигателя – пути решения | Клуб любителей ВАЗ

Система охлаждения двигателя в автомобиле – вещь капризная. Как ни звучало бы это парадоксально, наиболее часто охладительные системы не выдерживают больших перепадов температур, что часто наблюдается зимой. Несложно догадаться, что после «ночного» застоя в гараже, проехав на автомобиле несущественную дистанцию, можно привести в непригодность в первую очередь систему охлаждения и уже потом сам двигатель.

Перегрев! Как понять?

Наиболее очевидный способ определить, что двигатель перегрелся – это взглянуть на датчик температуры хладагента. Однако из-за сильной интенсивности движения и загруженности наших дорог, водители крайне редко обращают внимание на стрелку в красной зоне термометра. Поэтому полезно будет знать ряд практичных признаков сбоя в работе системы охлаждения. К основным индикаторам перегрева относят:

  • прекращение подачи теплого воздуха в салон автомобиля;
  • процессы детонации в двигателе;
  • падение мощности двигателя;
  • возникновение стука в движке.

1. Прекращение подачи тепла в салон связано, прежде всего, с отсутствием достаточного количества антифриза или же в случае его закипания. В первом варианте, горячий антифриз попросту не будет поступать в отопительную систему из-за повышенной теплоотдачи жидкости, ну а во втором случае, пары кипящего антифриза образуют воздушную пробку, которая закупорит канал для поступления горячего антифриза.

2. Ярким свидетельством наличия проблем в охладительной системе являются детонационные процессы топлива в камерах сгорания двигателя. Детонация происходит из-за повышенной температуры стенок камер внутреннего сгорания – процесс горения топлива проходит менее контролируемо, что вызывает характерное звонкое постукивание при нажатии педали газа.

3. Падение мощности двигателя связано, прежде всего, с нагнетанием крайне горячего воздуха в камеру сгорания, что увеличивает силу трения и сокращает КПД двигателя.

4. Последним индикатором неполадок системы охлаждения остается стабильное и постоянный стук двигателя, что связано с перманентными детонациями паров топлива.

Если вовремя не устранить неисправность, то без дорогостоящего ремонта не обойтись.

Каковы причины перегрева?

Стоит перечислить базовые проблемы, по которым может возникнуть перегрев. Это:

1. слабое радиаторное охлаждение антифриза;

2. отсутствие вакуума в камере сгорания – нарушение уплотнителей;

3. падение давления в системе из-за плохой герметичности системы охлаждения;

4. малый объем хладагента в системе.

1) Недостаточность охлаждения радиатором может возникнуть при:

  • механическое загрязнение мусором (пыль, листва, грязь, тополиный пух и т.п.);
  • неполадках с термостатом;
  • неправильная работа электродвигателя;
  • неисправность муфты, которая включает вентилятор;
  • внутренне засорение радиатора (основная причина – использование различного рода герметизирующих жидкостей для радиатора).

Временная мера предотвращения перегрева – включение системы отопления салона и добавление хладагента в систему.

2) Нарушенные уплотнители камеры сгорания – не менее распространенная проблема. Плохие прокладочные материалы позволяют проникать в каналы системы охлаждения масляным соединениям, которые обволакивают стенки и предотвращают соприкасание с хладагентом. Таким образом, стенки накаляются и без теплоотдачи нагревают антифриз, что приводит к ранее описанным эффектам.

Нарушение герметичности определяется наличием запаха выхлопного газа в бачке расширителя, утечкой антифриза из бака при работающем двигателе, характерной водомасляной эмульсией в картере.

3) Основными причинами нарушения герметичности в системах охлаждения становятся трещины в трубках и шлангах, износ уплотнителя насоса, поломка отопительного крана, излом затяжек хомутов, течь радиатора. Рекомендуется использовать только проверенный тосол, который сертифицирован и имеет определенный химический состав.

Отсутствие герметичности легко определяется – в неисправных системах, хладагент закипает при нормальных условиях, которые возникают из-за падения внутрисистемного давления до 1 атмосферы.

Вы хотите быть всегда в курсе того, что происходит в мире? Заходите на этот сайт!

Что делать в случае перегрева?

При перегреве рекомендуется немедленно совершить аварийную остановку, заглушить двигатель и наладить альтернативное охлаждение путем открытия капота. Это позволит значительно снизить риск поломки двигателя.

Важно: никогда не отвинчивайте пробку радиатора после перегрева!

Помните, что давление в системе охлаждения значительно превышает атмосферное, из чего следует, что при открытии полости радиатора, кипящий тосол будет вытеснен наружу его же испарениями. Как следствие этих действий – неотвратимые ожоги рук, лица и органов восприятия!

Более того, такие действия приведут к значительному уменьшению хладагента в системе, что только усугубит ситуацию. Весь парадокс состоит в различном уровне теплоотдачи внутренних узлов и агрегатов – несмотря на огромную температуру, тосол распределяет и выравнивает температурный режим изнутри, снижая тем самым риск раскола или выжигания стенок и двигателя.

Важно: Принудительно охлаждение двигателя холодной водой извне, в 99% случаев приведет к расколу головки блока. Это элементарные физико-химические свойства металлов, терять крепость при резких перепадах температур.

Самый верный способ охладить двигатель – подождать 10-15 минут. За это время температура тосола упадет ниже температуры кипения, после чего можно будет приступить к починке системы охлаждения. Следует проверить верхний радиаторный шланг. Если по ощущениям, он потерял твердость – вероятнее всего давление в системе упало, как и температура. Только при данных условиях можно открывать пробку радиатора и добавлять охлажденный тосол вместо выкипевшего.

Важно: При добавлении тосола следует наливать его медленно, смачивая со всех сторон стенки радиаторного бака. Это позволит избежать трещин и сколов из-за разницы температур.

После добавления тосола, завинчиваем крышку и приступаем к запуску движка. Следует контролировать датчик температуры, а также понаблюдать за степенью нагрева верхнего и нижнего шлангов радиатора. Внимательно осмотрите радиатор и убедитесь, что утечек нет. Проверьте, включается ли радиаторный вентилятор.

Источник http://tatlihan.ru/category/ekonomika

Одна из самых проблематичных ситуаций – это поломка термостата. Если термостат остается в закрытом положении (об этом вы узнаете при резком скачке стрелки указателя в красную зону и середины шкалы) – придется демонтировать клапан термостата. «Аварийным» вариантом решения этой проблемы будет движение транспортного средства в «нейтралке» или «накатом». Следите за стрелкой датчика температуры и при его стремительном движении в красную зону, переходите в «нейтралку» и выключайте зажигание.

По истечению 15-20 секунд, температура существенно снизится, после чего можно запускать двигатель заново. Таким способом можно «дотолкать» автомобиль к ближайшей СТО, но будьте бдительны – не используйте такой режим езды, если дорога аварийна, извилиста, имеет много склонов или же простонеувереныы в себе. Безопасность – прежде всего! Максимальное расстояние, которое Вы сможете преодолеть таким способом, не более 30 км без нанесения вреда двигателю. В противном случае, дорогостоящего ремонта не избежать.

Если же Вы обнаружили течь хладагента, нужно провести купирование точки оттока тосола. Это делается очень легко путем загиба или перекуса трубок радиатора, которые находятся на ребрах. Если же утечка наблюдается в месте спайки, можно использовать подручные средства для его заглушки. Разумеется, все эти манипуляции лишь помогут добраться до ближайшей станции технического обслуживания и произвести более глубокий ремонт – замену клапанов термостата, радиатора и т.п.

Наименее проблематична ситуация с поломкой вентилятора – вопрос решается просто – включением уровня подогрева салона на максимум. Будет жарко, но вопрос перегрева двигателя снимется.

Поломки в системе охлаждения требуют особого внимания владельца автомобиля, поэтому будьте бдительны и не допускайте перегрева двигателя.

Александр Самсонов
Оцените автора
Ремонт и тюнинг ВАЗ
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок