Нормальную звуковую систему в автомобилях марки «Жигули» сейчас практически не найти. А все меломаны и энтузиасты, которые хотят в своей любимой машине слушать хорошую музыку, вынуждены устанавливать аудиокомпоненты буквально вслепую, пробуя, ошибаясь и снова пробуя. Я тоже не стал исключением.
Как любой россиянин, я привык делать все с конца. Поэтому сразу купил систему голову Sony CDX-M850MP (не могу сказать, что я великий знаток техники, но лично я отдаю предпочтение серии Sony Xplod). Я сразу же приобрел пассивный сабвуфер Ultimate TS124 (30 см) и пятиканальный усилитель Ultimate T3 5600.
То, что в классике невозможно установить саб, было понятно сразу. Поэтому я принял решение серьезно заняться устройством кузова. Расспросив опытных людей, которые решают возникающие проблемы по частям, я наметил для себя такой фронт работ: заднюю полку из оргалита заменить на массивную из фанеры; между салоном и багажником установить фанерную перегородку; непосредственно соорудить и установить сабвуфер. На все работы я выделил ровно два выходных дня, впрочем, этого времени мне слегка не хватило. Зато мне удалось провести серьезные подготовительные работы, которые заключались в покупке фанеры двух типов (10 и 18 мм) и добыче электролобзика.
Работа началась с точных замеров и демонтажа старых перегородок. Сразу скажу, что для ВАЗа не существует понятия «точный замер». Я был просто поражен, насколько эта машина снаружи квадратная, а изнутри абсолютно кривая! Место, которое я отвел под корпус саба, было единственно возможным – за спинкой заднего сиденья. По ширине оно ограничивалось опорами пружин, по высоте находилось точно между тоннелем заднего моста и полкой, а по глубине занимало расстояние от спинки сиденья до спинки багажника. Дальнейшие расчеты показали, что этот короб занял объем ровно 25 литров – точно столько, сколько рекомендовали в документации к динамику для закрытого корпуса. Очистив место от кусочков оргалита, убрав кусочки прокладочки и весь хлам из багажника, я дотянулся рулеткой до измеряемых плоскостей и начал сборку ящика. Сразу скажу: даже если ваши руки не трясутся, вы все равно не сможете сделать идеально точный пропил электролобзиком в 18-мм фанере. Я об этом знал, потому заранее купил силиконовый герметик, которым промазал все стыки ящика перед сборкой на саморезы. Под каждый саморез в 40 мм я заранее сверл дырочку, чтобы фанера не раскалывалась. Уже в конце сборки передо мной встала нелегкая задача из области геометрии: как я могу в корпус высотой 330 мм и толщиной стенок 36 мм, смонтировать динамик, диаметр которого 307 мм? Хорошо, что стенки я взял с запасом: небольшая фрезеровка их в местах прилегания динамика помогла справиться с проблемой. Я не стал увлекаться, и уменьшил толщину стенок не более чем на 5 мм.
Закончив с ящиком, я приступил к стендовым испытаниям. Я попытался просто взять и установить его (для проформы), но сразу у меня это сделать не получилось. Да и получиться не могло. Все дело в том, что я ограничился размерами динамика и между тоннелем и полкой взял для ящика максимальную высоту, не обращая внимания на неровности в полу (полости под ними позволяют добраться до гаек задних амортизаторов), а также на ребра жесткости задней полки. Эта процедура заставила меня материться дольше всего за весь процесс работы. Я имел под рукой и зубило с молотком, и болгарку, и электролобзик с пилками по металлам. Но отечественный автопром стоял насмерть, решив всеми силами сохранить небольшой кусочек металла, висящий на чахлой арматуре. Всем гурманам я порекомендую высверлить точечную сварку, лежа в багажнике на спине и упираясь всем телом в нечто острое и угловатое. Наконец, ребро отвалилось. Кусок арматуры, который торчал за задним сиденьем, я отломал и отрезал быстро, за пару минут. После этого я подправил фрезой дно ящика до идеального совпадения с рельефом пола, и только тогда ящик свободно встал на место.
Второй этап заключался в изготовлении перегородки между багажником и салоном. Вооружившись шаблоном из картона, я сравнительно легко ее изготовил. Значительно тяжелее было сделать отверстие под динамик саба и прокладку между перегородкой и корпусом саба. Я все делал на глаз, поэтому в ходе работы не раз вносил коррективы и делал примерки. Когда работа подошла к концу, сабвуфер был намертво прикручен к 60-миллиметровой перегородке с помощью саморезов, а все сочленения хорошо промазаны герметиком. Конструкция вышла очень прочной.
Последним этапом стало изготовление полки, на которую стала возлагаться дополнительная нагрузка. Кроме удержания динамиков-овалов, полка должна была плотно фиксировать корпус сабвуфера и не позволять арматуре, прилегающей к нему, издавать какие-либо звуки. В итоге, готовая полка напоминала бутерброд, который состоял из пары листов фанеры, толщиной 10 мм и вставок-опор. Никогда не хочу повторить эту работу! Прежде чем признать полку пригодной, я сделал около 20-ти примерок! Выпиливание отверстий под динамики в арматуре потребовало не меньших усилий. Мне пришлось сместить их из-за того, что ящик сабвуфера немного заехал на их территорию. Арматура отлично поддавалась, но болгарке и лобзику мешало заднее стекло. Сначала я хотел снять его, но потом согнулся буквой Z и выпилил остатки со стороны багажника (а надо сказать, что мой рост – 180 см). Сборку конструкции я производил под светом переноски уже поздним вечером воскресенья, поэтому обивку корпуса саба и полки, а также установку усилителя и его подключение пришлось отложить до следующих выходных.