Несмотря на то, что завод усиленно продвигает UAZ PATRIOT в сторону города, чему наглядным примером служит модель 2014 года, этот автомобиль все еще остается одним из лучших в плане проходимости. И при этом относительно недорогим. Поэтому не удивительно, что УАЗ служит излюбленной заготовкой для реализации фантазий джипера в плане подготовки машины к преодолению бездорожья. Давайте поставим на новый «патриот» электрическую лебедку.
Пока до силового бампера, а значит, и до открытого предъявления лебедки всем окружающим дело не дошло. Попутно заметим, что заменить бампер на силовой отныне стало труднее, поскольку верхний срез бампера теперь не ровный, а «облизывает» решетку радиатора и фары — красивые, но замысловатой конфигурации. Теперь надо, как на иномарках, резать пластик вдоль. В общем, владелец на первых порах захотел установить лебедку скрытно, спрятать ее под бампером. Бампер, кстати, по сравнению с предшествующей моделью, тут даже более выпуклый что ли, выпирающий вперед — лебедке под ним вроде как даже будет вольготнее.
Для начала снимаем фальшрадиаторную решетку, открутив четыре винтика сверху. Минутное дело. К делу это, правда, прямого отношения не имеет, но сообщим, что завод сэкономил на одном электрическом вентиляторе обдува радиатора. Пара вентиляторов, как было ранее, отныне уже и не нужна — вполне достаточно одного.
Теперь откручиваем два винта снизу и выщелкиваем из проема бампера его нижнюю юбку. Сомнительное, кстати, решение для внедорожника: сдавая назад в глубоком снегу, в колее — да всюду, где существует возможность зацепить юбкой грунт (снег), легко можно этой самой юбки лишиться. Цельная конструкция была как-то надежнее.
Да что там потерянная юбка! Бампер вместе с противотуманками держится на шести винтиках — по два на передних кронштейнах и по одному по бокам. Если ранее присутствовал хоть какой-то металлический каркас бампера, то теперь нет ничего! Кругом один пластик! Лопухи подкрылков перед колесами снизу тоже крепятся к бамперу. В общем, для настоящего внедорожника, коим все еще позиционируется «Патриот», конструкция передка, на наш взгляд, хлипковата. В городе — еще куда ни шло, но на реальном бездорожье, в той же колее, снегу, оторвать бампер, как представляется, дело нехитрое. Итак, бампер снят, и нам открыто поле для дальнейшей деятельности.
Вот так фокус — машина-то лифтованная. Кузов приподнят над рамой на 5-сантиметровых проставках. Спецверсия?! Нет, конечно, завод пока ничего подобного не делает, просто хозяин ранее сделал лифт, грезя о колесах побольше диаметром. Теперь вот пришел черед лебедки. Что дальше? Наверняка не знаем, но что-то будет обязательно: тюнинг джипа — это как болезнь…
Лебедку Sport Way 9500 уже намертво прикрепили к установочной площадке — незамысловатой конструкции, сваренной из вырезанных на лазерном станке толстых стальных пластин. Примечательно, что четыре отверстия (по паре с каждой стороны), при помощи которых площадка крепится к лонжеронам рамы, просверлены так, что они совпадают с отверстиями в лонжеронах, выполненными на заводе. Ныне эти отверстия никак не задействованы.
Болтами М12 привинчиваем площадку вместе с лебедкой к раме автомобиля. Чтобы не ловить пальцами головку дальнего болта в глубине короба лонжерона, можно приварить к болту «ручку-держалку», но это, конечно, не обязательно — реально управиться и так. Вспомним о бодилифте. Нам нужно, чтобы направляющие троса (в данном случае клюз) находились напротив номерного знака автомобиля: открутив его, можно добраться до крюка лебедки. Разумеется, бампер при лифте кузова поднимается вверх вместе с последним, и направляющие оказываются точно там, где требуется. Но и на «Патриоте» штатном реально добиться того же результата — надо лишь площадку лебедки прикрутить к раме не сверху, а снизу, лебедка тогда окажется между лонжеронами. Правда, придется уже сверлить отверстия в них. И возможно, надо будет подогнуть кронштейны буксирных проушин.
Все, лебедка на месте. Длины штатных силовых проводов питания достаточно, чтобы дотянуться прямо до аккумулятора. Это наилучший вариант, поскольку исключаются всякие промежуточные соединения в цепи, по которой побежит ток, могущий достигать нескольких сотен ампер. Сказанное более относится к «массе», ведь «плюс» и так всегда сажается на плюсовую клемму АКБ (если не предусмотрено отключение лебедки). Бывают машины (например, «буханка», если продолжать тему уазиков), где АКБ находится далеко.
В таком случае «массу» к лебедке можно подвести через раму автомобиля, но при этом обязательно нужно обеспечить надежные контакты на пути тока, то есть от «минуса» АКБ следует бросить силовой провод непосредственно на раму, хорошенько прикрутить к ней клемму. В нашем случае красный и черный провода подсоединяем к АКБ (разумеется, окончательно «плюс» подключаем на финальном этапе работы, чтобы ненароком не закоротить цепь при монтаже лебедки). Есть соблазн запрятать провода среди элементов передка кузова, например, завести их за вертикальную траверсу проема под радиатор, подсунуть их под проводку питания электровентилятора. Все будет выглядеть аккуратно при таком подходе, но если вдруг когда-нибудь понадобится лебедку снять (скажем, для ремонта), то придется вычленять из кузова всю проводку. Впрочем, если дело дойдет до демонтажа, то, наверное, можно и провода заново снять и проложить, так что это требование не такое уж и строгое.
Плюсовой провод желательно упрятать в защитную трубку-гофру. Она предохранит изоляцию провода от механических повреждений. Например, от истирания из-за соприкосновения с элементами кузова. Это важно, поскольку если «плюс» ляжет на «массу», то искра будет такая, что можно и сгореть. Кстати, защитная трубка не поддерживает горение, если вдруг провод воспламенится из-за чрезмерного тока. Не секрет, что силовые провода лебедок могут значительно нагреваться при работе механизма на предельных нагрузках в течение длительного времени.
Примеряем бампер и размечаем окно, в которое будут глядеть направляющие троса. А затем при помощи «болгарки» вырезаем окно, разумеется, оставив по бокам «мясо» под крепление номерного знака. Признак культурной работы — зачистка заусенцев после резки.
Окно закрывается сверху пресловутой юбкой, поэтому в ней тоже приходится вырезать проем.
Юбка крепится к бамперу двумя винтами снизу и двумя — сверху, последние служат и для крепления номерного знака. Конечно, на заводе не рассчитывали, что номер будут в процессе эксплуатации автомобиля откручивать и прикручивать, но в нашем случае это придется делать всякий раз, когда дело дойдет до использования лебедки. Очевидно, что резьбы в пластмассовых бобышках бампера надолго не хватит. Как вариант, можно вместо них поставить болты Мб хвостовиками наружу. Одной гайкой зафиксировать их в бампере, а второй прижимать номер к юбке.
Sport Way 9500, как и многие современные лебедки, комплектуется пультом радиоуправления, но есть и проводной пульт. Разъем для его подключения находится на блоке соленоидов, который не стали переносить под капот, хотя это неплохой вариант, ведь там он будет лучше защищен от пыли и влаги. Поскольку блок упрятан под бампер, разъем с него демонтировали и перенесли на фальшрадиаторную решетку. Правда, понадобилось немного нарастить провода. Разъем, прикрытый резиновой крышечкой-колпачком -единственное, что выдает наличие лебедки на автомобиле. Но его еще надо углядеть.
Бывалые джиперы заметят, что мы ничего не написали про механическое управление лебедкой. Ручка, позволяющая осуществить свободную размотку барабана, теперь оказалась недоступна. С одной стороны, это минус, разматывать трос теперь можно только при помощи мотора, но с другой стороны, портить решетку, вырезать в ней окно ради доступа к ручке тоже не самый лучший выход — прочность решетки и так не велика. Да и выглядеть такая решетка будет не очень, о чем можно судить, например, по фото такого выреза, выполненного, правда, на решетке старого образца. По этим причинам остановились на решении про ручку «забыть». Это, кстати, решение не слишком редкое.
И в заключение еще один нюанс, имеющий к монтажу лебедки на передке опосредованное отношение. Лебедка в комплекте с металлическим тросом весит около 50 кг. Не так уж и много, но и пружины подвески у «Патриота» не слишком упругие — они довольно быстро проседают, а тут еще постоянный дополнительный вес на передке. Словом, пружины хорошо бы заменить на более качественные, например, поставить шведские Kilen. Вот тогда UAZ Patriot, внешне не отличимый от своих собратьев, покинувших заводской конвейер, будет обладать серьезным тайным оружием для борьбы с бездорожьем без ущерба для собственного здоровья. Это, возможно, лишь начало пути адаптации внедорожника к нашим реалиям. О других виражах этой дорожки мы еще поведаем нашим читателям.