Условия работы и заряда аккумулятора | Клуб любителей ВАЗ

При движении автомобиля стартерная аккумуляторная батарея работает в режиме циклирования, чередованием циклов разрядов и зарядов. Разряд АКБ осуществляется при запуске стартера на включенное электрооборудование и на обмотки возбуждения электрогенератора. Как известно, сам заряд обеспечивает электрогенератор. Время разряда и заряда может меняться случайным образом и зависит от дорожных условий, скорости автомобиля и температуры окружающей среды. В одном цикле это время заряда может меняться от 0,1 до 20 минут, а время разряда – от 2 до 20 секунд. http://indokitaytour.ru По причине циклирования величина зарядного тока может значительно превышать его среднее значение. Сила тока зарядки определяется как разность сил тока генератора и потребителей энергии, включенных в данный момент. Чтобы заряженность аккумуляторной батареи оставалась постоянной, во время заряда она должна получить такое количество электричества, которое она израсходовала во время разряда предыдущего цикла. Если значение зарядного тока будет выше, чем требуется в данном условии, то батарея будет заряжаться, если ниже – разряжаться. Таким образом, во время эксплуатации АКБ происходит беспрерывное изменение степени ее заряженности, которое варьируется около определенного среднего значения.В летний период, когда включают минимальное количество потребителей электроэнергии, степень заряженности будет максимальной. Опытным путем установлено, что при условии соблюдения правил эксплуатации стартерные аккумуляторные батареи примерно 80% времени работы имеют степень заряженности от 75 до 100%, 15% времени работы – примерно 50-70%, и всего 5% времени заряженность аккумулятора может снижаться до 5%.

Если недозаряд АКБ будет систематическим, это приведет к уменьшению срока ее службы. Это означает, что рано или поздно низкая степень заряженности аккумулятора заставляет прибегнуть к восстановлению ее заряда. Это необходимо делать как минимум 1-2 раза в год, а, если батарея старая – еще чаще.Методы зарядки аккумуляторной батареи

Существует два традиционных метода зарядки АКБ: при помощи тока постоянной силы и при постоянном напряжении.
Способ заряда током постоянной силы. АКБ полностью восстанавливает заряд при подключении ее к источнику тока напряжением до 16,2 В. При 20-часовом заряде силу тока берут равной 1/20 Ср (средней номинальной емкости АКБ), а при 10-часовом заряде – 1/10 Ср. Преимущество этого метода состоит в том, что батарея заряжается полностью. http://koreatourr.ru
Что касается недостатков, к ним относится обильное выделение газов, необходимость стабилизации силы тока, возможность повышения температуры. Чтобы снизить указанные отрицательные эффекты, применяют особую, двухступенчатую систему заряда. На первой ступени производится заряд током 0,1 Ср до тех пор, пока АКБ не достигнет напряжения 14,4 В. После этого заряд продолжают током, уменьшенным вдвое.

Способ заряда при постоянном напряжении

Этим способом можно зарядить АКБ до 90-95%. Существенный недостаток метода состоит в нагреве батареи, который происходит из-за большой силы тока.
Напряжение источника, к которому подключают батарею, выдерживают постоянным. В начале процесса ток, в зависимости от величины напряжения, может достигать значительной силы, а потом падать почти до нуля. Как правило, напряжение источника равно 14,4-15 В.

Известны и неклассические методы заряда.

Форсированный способ

Его применяют тогда, когда необходимо быстро восстановить работоспособность разряженной АКБ. В случае сильного нагрева заряд прекращают. Основным недостатком является сокращение срока службы АКБ.

Способ заряда малым током

В этом случае величина тока колеблется от 0,03 до 0,5 А. Применяется для восстановления емкости АКБ в тренировочном цикле, поддержания ее в
заряженном состоянии и компенсации тока саморазряда.

Автоматический способ заряда

Это наиболее современный и оптимальный способ заряда АКБ, который состоит из двух этапов. Первый этап состоит в подзарядке батареи постоянным током силы, равной 0,1 Ср. После достижения напряжением значения 14-14,8 В (напряжение ограничения), дальнейшую подзарядку производят при постоянном напряжении с током, который уменьшается автоматически. Данный метод не имеет отрицательных эффектов, которые присущи вышеперечисленным методам. Он позволяет автоматически поддерживать оптимальную скорость заряда, при этом, не допуская кипения электролита и обильного выделения газов. Если напряжение выбрано правильно, величина силы тока будет снижаться до значения, который компенсирует саморазряд АКБ. Режим в этой стадии может длиться неограниченно долго, поддерживая 100% заряженность батареи и ее постоянную готовность. Благодаря автоматическому управлению этот метод не требует контроля.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Необслуживаемые АКБ необходимо заряжать только от ЗУ, которые имеют ограничение (стабилизацию) напряжения от 14,5 до 14,8 В.

Источник http://bestohota.ru/category/zveri

Александр Самсонов
Оцените автора
Ремонт и тюнинг ВАЗ
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок