Схема: генератор ВАЗ 2101

1. – Крышка со стороны контактных колец. 2. – Выпрямительный блок. 3. – Болт крепления выпрямительного блока и выводов обмотки статора. 4., 5. – Контактные кольца. 6. – Задний шарикоподшипник. 7. – Вал ротора. 8. – Изолирующие втулки. 9. – Винт крепления щеткодержателя. 10. – Плюсовой контактный болт (вывод «30»). 11. – Изолирующая втулка контактного болта. 12. – Штекер центрального вывода обмотки статора. 13. – Щеткодержатель. 14. – Отрицательная щетка. 15. – Положительная щетка. 16. – Шпилька для крепления генератора к натяжной планке. 17. – Крыльчатка шкива. 18. – Полюсный наконечник ротора со стороны привода. 19. – Шкив привода генератора. 20. – Гайка крепления шкива. 21. – Дистанционное кольцо. 22. – Передний шарикоподшипник. 23. – Крышка со стороны привода. 24. – Каркас обмотки ротора. 25. – Обмотка ротора. 26. – Изоляция паза статора. 27. – Статор. 28. – Клин обмотки статора. 29. – Обмотка статора. 30. – Полюсный наконечник ротора со стороны контактных колец. 31. – Стяжной болт. 32. – Буферная втулка.

33. – Втулка.

Схема соединения

1. – Аккумуляторная батарея; 2. – Обмотка ротора генератора; 3. – Генератор; 4. – Обмотка статора генератора; 5. – Выпрямительный блок генератора; 6. – Регулятор напряжения; 7. – Дополнительные резисторы; 8. – Термокомпенсирующий резистор; 9. – Дроссель; 10. – Выключатель зажигания; 11. – Блок предохранителей; 12. – Контрольная лампа заряда;

13. – Реле контрольной лампы заряда

На модели 2101 и 2102, а также их модификациях устанавливался трехфазный генератор переменного тока со встроенным выпрямителем типа Г-221 изображение которого приведено выше. До 1985 года отрицательные вентили (диоды) запрессовывались производителем в крышку 1, положительные же в отдельную пластину, которая крепилась к крышке. После 1985 у трехфазных выпрямителей типа Г-221 оба типа вентилей прячутся в неразборном блоке 2, состоящему из двух пластин. При выходе вентилей из строя этот блок генератора просто замещается новым.
Регулятор 6 поддерживает выходное напряжение на генераторе в диапазоне 13,2-14,5 вольт. Работоспособность устройства обычно проверяется при помощи контрольной 12-и вольтовой лампочки вместе с приборами и реле 13. При повороте ключа зажигания, до начала работы двигателя и генератора на контакты реле подается ток от аккумулятора автомобиля и контрольная лампа зажигается. После успешного запуска двигателя, во время движения автомобиля лампочка должна потухнуть, ведь якорь реле притянется к сердечнику под силой действия выпрямленного фазного напряжения генератора, тем самым размыкая контакты реле.

Устройство и принцип работы генератора

Автомобильный генератор представляет собой устройство для трансформации механической энергии в электрическую. Вне зависимости от марки автомобиля и его типа все генераторы устроены и работают по одному принципу.

Генератор в упрощенном виде состоит из основной обмотки и обмотки возбуждения. Шкив соединяет двигатель с ротором генератора посредством ремня. Ротор — это и есть вращающийся электромагнит с одной обмоткой. Статор заключает в себе обмотку, на которой вырабатывается электричество. Для стабильной работы генератора ставится реле-регулятор. Оно по необходимости делает магнитное поле сильнее или слабее, тем самым стабилизируя вырабатываемое напряжение.

В основу работы устройства положен принцип электромагнитной индукции. При подаче электрического тока на обводку возбуждения появляется магнитное поле. При вращении ротора витки обмотки пересекают это поле, что приводит к возникновению разности потенциалов в основной обмотке, то есть на ней появляется электрическое напряжение. Чем выше интенсивность магнитного поля, тем выше вырабатываемое напряжение.

Генератор должен вырабатывать постоянное напряжение 13,5 вольт. Для полного заряда аккумулятора нужно 14,5 вольт, но делают чуть меньше, чтобы избежать перенапряжения. Аккумулятор работает в буферном режиме — промежуточное положение между генератором и потребителями (свет фар, лампочек, включенное радио и т.д.). Максимально сам генератор может вырабатывать 30 вольт, но на выходе напряжение стабилизируется реле-регулятором ровно до 13,5 вольт.

Александр Самсонов
Оцените автора
Ремонт и тюнинг ВАЗ
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок