Не крутит стартер ВАЗ

Возникающая проблема легко определяется: при повороте ключа в замке зажигания наблюдается полная отсутствие реакции. В это время можно услышать щелчки, жужжание, металлический скрежет и звон из-под капота, либо, наоборот, не услышать никаких звуков.

Как устроен автомобильный стартер

Это электродвигатель со втягивающим реле, включающим и отключающим стартер, и бендиксом, вращающим маховик двигателя.

 

Вначале, при повороте ключа зажигания, ток проходит через управляющее реле стартера и передается на втягивающее реле. Втягивающее реле сдвигает бендикс по валу и соединяет привод со венцом маховика.

Параллельно с этим, силовые контакты втягивающего реле замыкаются, и ток поступает на щеточный узел стартера, который начинает вращаться.

После запуска двигателя, скорость вращения маховика превышает обороты ротора. В этот момент срабатывает обгонная муфта бендикса, и он отсоединяется от вала стартера. При возврате ключа зажигания в исходное положение, втягивающее реле отключается, и привод стартера отсоединяется от маховика.

Причины отказа работоспособности стартера

 Недостаточный заряд аккумулятора

При недостаточном заряде аккумулятора, энергии хватает только для включения втягивающего реле, что проявляется щелчками из-под капота, но недостаточно для запуска двигателя и вращения коленвала.

Чтобы решить эту проблему, рекомендуется проверить заряд аккумулятора и, если его уровень составляет менее 12 Вольт, полностью его зарядить. Также необходимо устранить причину разрядки, чтобы избежать повторения данной проблемы.

Окисление контактов

Со временем на клеммах аккумулятора, втягивающем реле или проводе массы на двигателе могут образовываться окислы или налет, что приводит к нарушению контакта и увеличению сопротивления. Это приводит к уменьшению подачи тока и недостатку его для запуска двигателя. В конечном итоге контакт может полностью пропасть.

Для решения проблемы рекомендуется проверить все соединения. При необходимости их следует очистить с помощью мелкой шлифовальной шкурки или обработать специальным спреем. Также важно надежно затянуть соединения.

 Неисправности в цепи управления

Проблема, хоть и редкая, но все же возможная, состоит в том, что при повороте ключа зажигания ток не подается на втягивающее реле стартера из-за поломки замка зажигания, выхода из строя реле управления или обрыва провода. В результате, стартер не включается.

Для решения этой проблемы рекомендуется провести проверку наличия напряжения на тонком проводе втягивающего реле при повороте ключа зажигания с использованием мультиметра или пробника с лампочкой. Если напряжение присутствует, то проблема скорее всего связана с другими элементами цепи управления, такими как реле управления или замок зажигания. В таком случае, необходимо провести дополнительную проверку их работоспособности.

Также можно попробовать подать напряжение напрямую на втягивающее реле от аккумулятора. Если стартер начинает работать, это может указывать на неисправность в цепи управления. В противном случае, следует продолжать поиск причины неисправности.

 Поломка втягивающего реле

Проблема с втягивающим реле может возникнуть, когда при повороте ключа зажигания на управляющем проводе не появляется напряжение, и стартер не крутит и не производит никаких звуков. Это может быть связано с неисправностью внутри катушек реле или подгоранием контактов.

Чтобы решить эту проблему, рекомендуется заменить втягивающее реле. Если у реле есть съемная крышка, можно попытаться разобрать его корпус и очистить контактные площадки или заменить их, если это возможно.

Износ щёточного узла

Что происходит: стартер не крутит, но слышны щелчки при повороте ключа зажигания.

Если на всех соединениях надёжный контакт, втягивающее реле исправно включается, а стартер всё равно не крутит, то проблема, скорее всего, в износе графитовых щёток. Со временем они стираются, неплотно прилегают к коллектору ротора и не передают на него ток.

Подайте на стартер напряжение в обход управляющего реле или замкните отвёрткой две большие клеммы на втягивающем. Если он не крутится, необходимо проверять щёточный узел, обмотки якоря и статора на пробой или обрыв.

Что делать: снимите стартер, разберите его и замените щётки на новые.

В качестве временного решения постучите по корпусу стартера отвёрткой или гаечным ключом. Это может вернуть перекосившиеся щётки на место и восстановит прилегание к коллектору.

Пробой обмоток статора или ротора

Проблема, связанная с нарушением целостности обмоток статора и замыканием между собой или на корпус, действительно встречается редко. В таком случае рекомендуется обратиться к автоэлектрику для проведения ремонта или замены стартера. Диагностика и устранение подобных неисправностей самостоятельно может быть достаточно сложной задачей.

Отклеивание магнитов

Ещё одна редкая неисправность, которая встречается в стартерах, оснащенных постоянными магнитами. В процессе эксплуатации магниты, заменяющие обмотки возбуждения статора, могут отклеиться из-за воздействия сильного бокового магнитного поля. В результате стартер перестает функционировать.

Рекомендуется обратиться к автоэлектрику для проведения ремонта. В некоторых случаях можно попытаться самостоятельно присоединить магниты, однако для этого потребуется специальный клей.

Заклинивание обгонной муфты

Когда бендикс внутри обгонной муфты залипает из-за попадания смазки, это может привести к тому, что стартер вращается вхолостую с жужжащим звуком, не прокручивая двигатель.

Для решения этой проблемы, первым делом, следует снять стартер. Затем можно выбрать один из двух вариантов: заменить бендикс на новый или разобрать и очистить муфту от смазки.

В случае экстренной ситуации, когда нет возможности выполнить замену или очистку, можно попробовать покрутить стартером в течение 5-10 секунд. Это поможет прогреть смазку внутри муфты и вернуть работоспособность. После этого, при последующем провороте, двигатель должен запуститься.

Износ втулок или подшипников ротора

Одна из возможных причин неправильной работы стартера – износ опорных втулок или подшипников вала. В результате этого появляются осевые люфты, что приводит к замыканиям и препятствует вращению. При нагреве ротор расширяется и может задевать статор, что усиливает проблему. В некоторых случаях, при сильном износе и многократных попытках запуска, стартер может полностью заклинить.

Что делать: рекомендуется снять и разобрать стартер. Проверьте состояние опорных втулок и подшипников, и при необходимости замените их. Это может потребовать помощи автоэлектрика или специалиста по ремонту стартеров.

 Поломка зубьев бендикса или венца маховика

Когда бендикс длительно эксплуатируется или не полностью сцепляется с маховиком, зубья венца и приводной шестерни могут изнашиваться. В результате, стартер вращается со скрежетом и звоном.

Что делать: снимите стартер и осмотрите бендикс, венец маховика и приводную шестерню. Если обнаружены изношенные детали, замените их. Замена бендикса обычно производится относительно легко, но замена венца маховика может быть сложной и требовать специализированного оборудования.

 

Александр Самсонов
Оцените автора
Ремонт и тюнинг ВАЗ
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок