Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) – это устройство, которое измеряет объем воздуха, проходящего через впускную систему двигателя. Он предназначен для определения точного количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, чтобы корректно регулировать смесь воздуха и топлива.
ДМРВ обычно расположен во впускной системе, непосредственно за воздушным фильтром. Он состоит из датчика и электронного блока управления, который интерпретирует сигналы от датчика и регулирует смесь воздуха и топлива для обеспечения оптимальной работы двигателя.
Если датчик массового расхода воздуха неисправен, это может привести к неправильной работе двигателя, потере мощности, нестабильным оборотам холостого хода или проблемам с расходом топлива. В случае неисправности датчика, его необходимо заменить.
Принцип работы
Когда двигатель работает, воздух проходит через датчик, и его поток охлаждает или нагревает проводник. Это изменение температуры влияет на его сопротивление. Датчик передает полученные данные в ЭБУ, которое анализирует сигнал и определяет массовый расход воздуха.
ЭБУ использует эту информацию для корректировки работы системы впрыска топлива, чтобы поддерживать оптимальное соотношение воздуха и топлива для достижения эффективного сгорания. Это позволяет улучшить экономичность работы двигателя, повысить его мощность и снизить выбросы вредных веществ.
Основные неисправности
ДМРВ может столкнуться с различными неисправностями. Некоторые из наиболее распространенных проблем, которые могут возникнуть с ДМРВ, включают:
1. Засорение: Воздух, проходящий через ДМРВ, может содержать различные загрязнения, такие как пыль, масло или грязь. Это может привести к засорению сенсора и снижению его эффективности. В результате двигатель может работать неравномерно или терять мощность.
2. Повреждение проводки: Кабельная система, соединяющая ДМРВ с электронным блоком управления двигателем, может быть подвержена повреждениям, например, из-за перегибов или коррозии контактов. Это может вызвать сбои в работе ДМРВ и неправильное чтение данных.
3. Отказ сенсора: Внутренние компоненты ДМРВ могут выйти из строя из-за износа или дефектов. Это может привести к неправильному измерению массового расхода воздуха и, следовательно, к неправильной регулировке смеси воздуха и топлива.
Способы проверки, диагностики
Первым шагом можно провести визуальный осмотр датчика. Проверьте его на наличие повреждений, трещин или коррозии. Убедитесь, что все соединения и контакты на месте и не повреждены.
Затем можно приступить к электрической проверке. Используйте мультиметр для измерения сопротивления на контактах датчика. Сопротивление должно быть в пределах нормы, указанной в технической документации.
Эта проверка подразумевает наличие навыков обращения с мультиметром (тестером). Метод подходит почти для всех моделей ВАЗ, в том числе и 2110. Нам нужно взять мультиметр и поставить на нем режим, замеряющий постоянное напряжение, который обычно обозначается DCV или только V. Чтобы работать с ДМРВ, нужно понимать его распиновку, она следующая:
- Желтый, расположенный ближе всего к лобовому стеклу, подает ток на вход сигнала;
- Зеленый обозначает заземление;
- Провод розово- или красно-черного цвета идет от основного реле;
- Бело-серый провод отвечает за выход напряжения.
В зависимости от модели, цвета могут быть другими, только расположение не меняется. Здесь уже придется разбираться с конкретной моделью. Но отыскав проводку входящего сигнала (ближе к лобовому стеклу) и заземление, можно справиться без инструкции. С проводами понятно, теперь нужно включить зажигание, не запуская мотор. На тестере выставляется предел в 2 Вольта. Черный щуп тестера подключается к зеленому заземляющему проводу ДМРВ, а красный – к желтому. Измерение проходит между двумя выводами. Вставлять щупы нужно осторожно, дополнительная иголка не требуется, так как свободно можно внедрить щупы вдоль проводов, не повредив изоляцию.
Смотрим на дисплей тестера. Если расходник новый, то там мы увидим показатель напряжения 1.01. Со временем показатель растет, так как происходит износ резисторов (сопротивление падает). Чем больше цифра, тем сильнее износ чувствительного элемента.
- При хорошем состоянии показатель будет 1.01… 1.02;
- При «нормальном» — 1.02… 1.03;
- Датчик скоро перестанет работать – 1.03… 1.04;
- Предсмертное состояние расходомера сопровождается показателем 1.04… 1.05;
- Замена агрегата требуется при показании 1.05 и выше.
После демонтажа старого нерабочего датчика, можно перед покупкой попросить у приятеля на время ДМРВ с его автомобиля, а затем проверить его в своем 2110. Если с другим датчиком мотор работает без перебоев, расход не увеличивается, значит пора заменить ваш расходомер. Это самая простая диагностика, которая может проводиться, когда появились первые признаки неисправности.
Инструкция по замене и установке
1. Нужно заглушить двигатель и вытащить ключ из зажигания.
2. Вытаскиваем разъем датчика, как показано на фото.
3. Теперь можно демонтировать шланг на впускной трубе. Он крепится хомутами к воздушному фильтру. После удаления крепления хомутов шланг можно демонтировать.
4. Теперь мы можем снять датчик массового расхода и выполнить замену.
Установка нового элемента выполняется в обратном порядке.